Вход на сайт
442246, Пензенская область, Каменский район,город Каменка, улица Суворова 33. Тел.: (841-56) 2-12-49
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
Главная » Прокурор разъясняет » Ответственность за распространение, в том числе в сети Интернет, информации террористической направленности и порядок ограничения доступа к ней

Ответственность за распространение, в том числе в сети Интернет, информации террористической направленности и порядок ограничения доступа к ней

Свобода массовой информации является одним из конституционных принципов, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Важность вопросов, связанных с реализацией конституционного права искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, подчеркнута Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, согласно которой безопасность в информационной сфере является одним из условий для обеспечения национальной безопасности.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации названо одним из основных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации. Согласно п. 15 указанной Концепции предупреждение (профилактика) терроризма предполагает противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с распространением информации, в первую очередь регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Одновременно запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Ответственность за распространение информации террористической направленности предусмотрена как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так и Уголовным кодексом Российской Федерации.

К примеру, ч. 5 ст. 13.15 КоАП РФ установлена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно- телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств. За распространение такой информации виновные физические лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере до пяти тысяч рублей, должностные лица — до пятидесяти тысяч руолеи, индивидуальные предприниматели и юридические лица - до пятидесяти тысяч рублей и одного миллиона рублей соответственно с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения. Кроме этого, деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может быть приостановлена на срок до девяноста суток.

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации, влекут уголовную ответственность по ст. 205.2 УК РФ вплоть до штрафа в размере до одного миллиона рублей либо лишения свободы на срок до семи лет. 

Статьей 205.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта. Под пособничеством в данной статье понимается, в том числе, умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями и предоставлением информации.

Действующим законодательством, помимо мер административной и уголовной ответственности за распространение информации террористической направленности, предусмотрен механизм ограничения доступа к такой информации, распространяемой посредством сети Интернет.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). Создание, формирование и ведение указанного реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор).

В соответствии с п. 1 ч. 2, п. 2 ч. 5 указанной статьи в Единый реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд вправе обратиться прокурор.

Согласно ч. 10 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан в течение суток с момента включения в Единый реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, ограничить доступ к такому сайту.

Бездействие операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, по ограничению доступа к Интернет-ресурсам, внесенным в Единый реестр, является основанием для привлечения их к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в виде штрафа в размере до четырех тысяч рублей для должностных лиц и до сорока тысяч рублей для юридических лиц. 

Дата создания: 29.12.2015 17:03
Дата обновления: 29.12.2015 17:04