Вход на сайт
442246, Пензенская область, Каменский район,город Каменка, улица Суворова 33. Тел.: (841-56) 2-12-49
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
Главная » Прокурор разъясняет » Каменская межрайонная прокуратура разъясняет требования законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Каменская межрайонная прокуратура разъясняет требования законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Проблемы, связанные с положением детей в обществе, имеют государственный масштаб. Потому на законодательном уровне решается вопрос о ликвидации такого явления, как детская безнадзорность, разрабатывается система мер в отношении данной группы несовершеннолетних, что соответствует конституционному положению о защите детства и в конечном счете способствует укреплению законности и правопорядка. Решению этих задач и посвящен Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который устанавливает основы правового регулирования общественных отношений, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основным понятием в данном случае является понятие "несовершеннолетний". Любое физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет, является несовершеннолетним.

Безнадзорным считается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует.

Отсутствие контроля за несовершеннолетним зачастую приводит к совершению им противоправных действий. Однако понятие безнадзорного не предполагает, что его поведение при этом обязательно является девиантным, то есть отклоняющимся от общепринятых норм. Важен лишь тот факт, что отсутствует должный контроль за его поведением со стороны:

- родителей;

- иных законных представителей либо должностных лиц.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой систему:

- социальных мер, направленность которых определяется интересами, ценностями и нормами поведения, сложившимися в обществе;

- правовых мер, имеющих целью полное и своевременное закрепление необходимых установлений в нормативных актах;

- педагогических, то есть связанных с воспитанием, обучением человека, и иных мер.

Целью принятия всех этих мер должно быть выявление и устранение тех причин и условий, которые способствуют безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

К основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений относятся:

- предупреждение безнадзорности и беспризорности, а также правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, кроме того, выявление и устранение причин и условий, тому способствующих. Выполнение данной задачи обеспечивается в том числе индивидуальной профилактической работой, профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, которое должно служить ориентиром всей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы.

Наиболее важные задачи комиссий по делам несовершеннолетних регламентированы п.1 статьи 11 указанного Закона и включают в себя:

- координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетних;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Статьей 22 Закона определен порядок работы и организации деятельности центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Основными задачами ЦВСНП являются обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявлению среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установлению обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений; доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания.

В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 26 Закона;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются:

1) приговор суда или постановление судьи;

2) постановление судьи.

Вместе с тем, деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется прежде всего с целью соблюдения прав ребенка, обеспечения его физического, духовного, психического, нравственного и морального развития.

В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Дата создания: 29.04.2015 12:57
Дата обновления: 29.04.2015 12:58